Не секрет, что отношения людей всегда основаны на взаимном интересе. Для этого и нужно взаимодействие – в партнерстве мы решаем проблемы. Наглядным примером этого несложного психологического тезиса являются отношения тренера и клиента в фитнесе. Их взаимный интерес и выгоды очевидны. Но как сохранить эту связь на должном уровне и в течение долгого времени? Как правило, «секреты мастерства» в общение «тренер-клиент» нарабатываются с годами, но лучше хотя бы теоретически быть подкованным, не набивая шишки.
Интерпретация тезиса «получить – отдать»
Каждый клиент приходит в фитнес-клуб с отдельными задачами и целями. Вне зависимости от темперамента клиента, у каждого их них есть цель получить удовлетворение в зале. А для этого тренерская сила в помощь. Первые контакты уже дают взаимные установки – клиент и тренер обозначают личные ценности, узнают друг друга. Тренеру надо быть готовым к общению и с лидерами, и с творческими непослушными людьми, и с прагматиками, и с энергетическими вампирами и пр. Услуга под названием «персональная тренировка» подразумевает, по сути, – «не навреди, научи новому, мотивируй на результат, не разочаруй».
На начальном этапе тренеру необходимо собрать все необходимую информацию о клиенте, чтобы верно выстроить план тренировок и давать советы, в дальнейшем корректируя стратегию. И по мере развития дальнейших отношений тренер должен не забывать накапливать сведения – конечно, ради профессионального интереса. Вообще заинтересованность клиентом – это одна из черт настоящего увлеченного специалиста в области фитнеса. Ведь невозможно добиться успехов, отстраняясь от людей, которым нужна твоя профессиональная помощь.
В дальнейшем это может стать и одним из пунктов мотивации клиента – особенно хорошо срабатывают во время кризиса или достижения плато. Клиенту иногда очень нужно услышать о себе то, что он сам говорил когда-то. Тренер, «отзеркаливая» эти сведения, помогает клиенту достичь успеха. К тому же в помощь тренеру самые легкие приемы НЛП и психологического коучинга.
Сегодня психология фитнеса – стремительно развивающая область психологии на фоне всемирной заинтересованности здоровым образом жизни, а каждый тренер – это своеобразный проводник. Исследования в этой области изучают эффективность тренировок за счет формирования двигательных навыков, создание психологических условий для достижения целей.
Тренер не может скучать на работе
Работа тренера всегда предполагает высокую затрату собственных энергии и эмоций. Уметь сохранять этот эмоциональный запал и внимательность к каждому клиенту от начала до конца – высший пилотаж. При этом на тренера также возлагается и социальная ответственность, ведь к тому же очень важно и умение тренера сформировать спортивный интерес у клиента и привить здоровый образ жизни, показав физкультурные умения и навыки. Это выгодно обеим сторонам – у тренера будет больше постоянных клиентов, а у них – здоровье, сила и красота.
Четко выполняйте свою роль в игре: в фитнес-клубе, как отлаженной системе, надо придерживаться инструкций. Так, например, тренер не может выступать в роли менеджера или технического персонала. Только так формируется доверие клиентов и репутация. Не забывайте поддерживать желание человека быть успешным и при этом иметь свободную возможность самовыражаться. Выслушивайте его доводы, идите порой на уступки в случае крайне противоположной позиции, при этом выставляя свои аргументы не как категоричное «нет», а в более мягкой форме. Например, если клиент принципиально не хочет делать приседания с утяжелением, потому что ему не нравится отражение в зеркале, приготовьте для него тренажеры, работающие на те же группы мышц. При этом нужно, тем не менее, каждое занятие вновь вернуться к тому упражнению, подбирая разные формулировки и похвально отзываясь о его успехах. Даже если ваш клиент – интроверт или социопат, непризнанность индивида приводит к неприятным психологическим проблемам, которые могут отражаться и на физическом состоянии.
Когда возникает конфликт
Отрицательные эмоции в виде претензии, обиды, недовольства любого участника контактирующих сторон приводит к ухудшению результата. Поэтому хотя бы тренер всегда должен быть спокоен, независимо от поведения клиента. Такая тактика в любом случае будет выигрышной. Жизнеутверждающая сила оптимизма работает, так что никогда не переставайте улыбаться (это относится не только к тренерам).
В случае какого-то разлада с клиентом или хуже того – полного фиаско, не стоит опускать руки. В первую очередь потому, что именно тренер является примером и главным мотиватором для своих клиентов, и кислой мины у него просто быть не может. Во-вторых, лучше всегда настраивать себя на позитивный лад – тут каждому свое: одним тренерам хватает их собственных тренировок, другие добавляют йогу и медитацию, СПА и другие увлечения. Все это помогает расслабиться и психологически отпустить какие-то негативные мысли.
Словесные «маяки»
Похвала для клиента очень важна, но сухого «Молодец, ты выполнил все упражнения сегодня» не хватит. Тренеру нужно более развернуто выражать свои мысли: «Вы так хорошо чувствуете свое тело! Технически почти все упражнения, показанные мной, вы выполнили верно с первого раза». Такая мотивация сработает лучше. При этом, опять же, надо идти от клиента: бывают клиенты, особенно мужчины, кому похвала мешает, не давая сосредоточиться на цели. Такого клиента можно распознать, и если возможно, лучше даже прямо спросить об этом.
Главный рецепт успеха тренера – узнавать клиентов, нужно просто разговаривать с клиентом, вызывать его на диалог постоянно, отвечать на его вопросы, зарождать заинтересованность. Сами задавайте вопросы, моделируйте ситуации, чтобы в них сообща с клиентом разобраться. Множество людей вообще считает занятия фитнесом делом очень скучным, особенно на начальном этапе. Поэтому надо постоянно воодушевлять новыми горизонтами, которые открывает фитнес.
Мотивация – наше все
Есть два основных подхода к мотивированию клиента – мотивирование целью и мотивирование процессом. Выбор между ними нужно сделать тренеру при первичном общении с клиентом, и тут главное – не промахнуться. В первом случае тренер вместе с клиентом определяются с целями совместной деятельности, они разрабатывают стратегию и тактику действий, двигаются по определенному плану. Цель должна быть конкретной, измеримой, привязанной к определенному моменту времени. Во втором случае нужно осознать и реализовать в жизни тот факт, что тренировки и рациональное питание имеют смысл, позитивно отражаются на качестве жизни.
Хороший тренер должен менять тренировочную программу обстоятельства клиента. И это тоже может стать своеобразной мотивацией для клиента – чуткое отношение к человеку всегда найдет отклик в его душе, а это вызывает как раз те нужные психологические привязки, которые со временем и становятся привычками.
Помните: персональный тренер должен быть сродни «личным психологом» клиенту. Успешный тренер работает не только на физическом, но и на психологическом уровне, корректируя привычки и предпочтения людей.