Начало обучения в школе или переход в следующий класс – стресс не только для ребенка, но для родителей. Родители, использующие конструктивные методы совладания со стрессом, как правило более жизнестойки и демонстрируют бóльшую вовлеченность в процесс воспитания ребенка, что благоприятно сказывается на адаптации детей к новым условиям и жизненным трудностям.
Копинг-стратегии (совладающее поведение) следует рассматривать как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. (Хазова С.А., 2004)
Ниже рассмотрим конструктивные варианты совладающего поведения:
- Стратегия «разрешения проблем» или «активного преодоления трудностей» - приложение конструктивных усилий для совладания с трудными ситуациями. Сюда входит планирование решения проблем, обращение за помощью (в т.ч. специалистам службы сопровождения в школе).
- Поиск эмоциональной поддержки – поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих. Доступным вариантом в школе в плане эмоциональной поддержки являются родители одноклассников, при условии гармоничных отношений в коллективе родителей класса.
- Сохранение «самоконтроля» - подходить к решению возникшего вопроса с рациональной точки зрения. Для этого, особенно «вспыльчивым» людям, рекомендуется дать себе время успокоиться и подумать в спокойной обстановке.
- Эмоционально-ориентированные копинги – напрямую проблему эти копинги не решают, но их целью является снижение эмоционального напряжения, что помогает мыслить более рационально и испытывать меньше стресса. Взрослый человек, как правило, уже знает, какие методы саморегуляции ему подходят лично для снижения уровня стресса. Это могут быть, например, занятия медитацией, фитнесом, техники дистанцирования, юмор, арт-терапия.
Никогда не поздно изучать новые техники саморегуляции, которые могут Вам помочь.
Рассматривая конструктивные варианты совладающего поведения, необходимо упомянуть и о дисфункциональных (деструктивных) способах избавления от стресса:
- Психоактивные вещества. В контексте этой статьи упомянем здесь алкогольную продукцию и наркотические препараты. В попытке получить сиюминутное расслабление, употребление психоактивных веществ не решит проблему, а только дистанцирует возможность ее решения.
- Стратегия «избегания». Наблюдается игнорирование или обесценивание проблемы и своего эмоционального состояния. Обычно человек может говорить себе «есть ситуации и похуже, но люди как-то живут», «вот у моего друга проблемы гораздо серьезнее». Иногда эта фраза может помочь Вам, но часто она дисфункциональна и приводит к тому, что решение проблемы оттягивается. Особенность некоторых проблем в том, что часто столкновение с ними неизбежно. В контексте школы бывает, что учитель и специалисты могут указывать на необходимость определенных действий в отношении ребенка, но родитель пренебрегает рекомендациями и поведение с учебой не улучшаются. А в дальнейшем упускается важное время для улучшения ситуации и справиться с ней уже сложнее.
В дополнение можно рассмотреть следующие универсальные рекомендации:
- Для начала нужно принять существование проблемы, чтобы дать себе стимул к решению проблем и изучению новых копинг-стратегий
- Забота о физическом здоровье. Внедрение физической активности и рационального питания в свою жизнь заметно улучшает качество жизни. При возникновении болезней – обращаться к врачу.
- Забота о ментальном здоровье. Регулировать поступающую информацию, по возможности дистанцироваться от «токсичных» личностей, не забывать общаться с друзьями, находить время для себя. При возникновении трудностей обращаться к психологу за помощью в решении проблем.
- Гармонизация межличностных отношений. Большинство проблем решаются путем разговора и желания что-то улучшить. Это касается и взаимоотношений с партнером (при наличии) и с учителем Вашего класса. Корректировать поведение и мотивацию ребенка гораздо эффективнее, если это происходит и дома и в школе. А для этого необходимо наличие доверительных отношений с ребенком и учителем.
- Практиковать копинги в стресс-ситуациях. Без практики не будет результата, здесь важно понять, что именно действия приводят к результату, а не мысли о них. Здесь может помочь планирование – просто внедрите в график дня копинг-стратегию или метод саморегуляции и выполните его.
Практика показывает, что разрешение проблем и эффективная саморегуляция улучшают качество жизни человека, здесь важно помнить, что чем лучше Вы себя чувствуете, тем более эффективно Вы сможете помочь своему ребенку.
психолог, Потапов Даниил Анатольевич